Наталия Старовойтова

Психолог-консультант, зав. отделением СРЦ для несовершеннолетних. Санкт-Петербург

Тел.: +7 (921) 977-17-86

Детский театр в реабилитационной работе: опыт СРЦ «Дом милосердия»

В реабилитации несовершеннолетних особое место занимает реабилитация через творческий процесс. Включение ребенка в творческий процесс – будь то рисование, пение, театральная постановка, открытие красоты и гармонии мира через экскурсии, походы, праздники -  является одним из основных реабилитационных методов в работе с детьми.  Необходимо быть избирательными и последовательными в этом процессе, чтобы не захлестнуть ребенка потоком эмоций и информации, которые неизбежны в любом творческом деле.

Необходимо создавать такие условия, при которых раскрывается творческий и личностный потенциал ребенка, и ребенок может почувствовать вкус успеха и радости от того дела, которым он занимается. Этот опыт для многих наших детей нов и необычен. Он приобретается  через преодоление многих препятствий, трудностей, стереотипов, вызванных как особенностями психоэмоционального развития ребенка, так и  сложившимися поведенческими стереотипами из его прежней жизни. Необходимо дать ребенку возможность почувствовать в себе силы для преодоления этих трудностей, отказаться от ощущения неизбежности происходящего и собственного бессилия перед ним. Необходимо, чтобы он стал активным участником и строителем своего микромира.

Наш домашний театр определил для себя триединство целей:
 



  • Культурное развитие детей (психогигиена)
     
  • Профилактика отклонений в психосоциальном развитии (в первую очередь через контакт и взаимодействие с детьми и взрослыми)
  • Психокоррекция  и психотерапия детей.

Целью этой воспитательной системы является передача жизненного и культурного опыта. При этом идет формирование способов взаимодействия с внутренним «Я» и терапия особой сказочной ситуацией.

Надо отметить, что мы не занимаемся сказкотерапией в том смысле, в котором это понимает психология и психотерапия. Данный опыт можно отнести к методам арттерапии – терапии искусством. Используется синтез различных видов и форм искусства – таких, как пение, танец, рисунок, актерское мастерство – для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей. Арттерапия – это творческий поиск, способ социальной адаптации, процесс осознания себя и мира, путь к установлению отношений. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Какие возможности предоставляет домашний театр для детей?
Почему дети занимаются «показами» своего творчества?
 

Это,  безусловно,  возможность занять свое место в сообществе людей - взрослых и еще маленьких,  это важный момент социализации ребенка.  Ощущение своей встроенности,  включенности дает хорошее чувство основательности,  надежности бытия. 

Это возможность безопасно "разминировать" свои эмоциональные поля,  отреагировать свои эмоции,  очистить психику от избытка как радостных,  так и тягостных переживаний.  Дети, таким образом, лечатся от своих неврозов.

Это реализация истинной креативности ребенка,  т.е. творчество от избытка энергии,  жизненных сил,  способ научения жизни в расширяющемся мире,  создание собственных моделей мира.

Принципы выбора пьесы.
 

В выборе произведения для постановки мы исходим из двух подходов (принципов).

Первый основывается на ведущем типе деятельности детей – игре. Через игру  ребенок познает мир и строит собственные модели мира, проверяя их жизнеспособность через взаимодействие с окружающими.
Дети играют с удовольствием и практически во все. В силу условий и обстоятельств, складывающихся в их биологических семьях, дети не получают возможности удовлетворить эту насущную потребность, так как в доме зачастую отсутствуют какие-либо игры и игрушки, а сам родитель оказывается не готовым к игровому взаимодействию с ребенком. В Центре мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не умеет манипулировать игрушками, различными игровыми предметами, он не знает их назначения, он не умеет построить игровой процесс так, чтобы включить в него других детей. Отсюда агрессия, конфликты, слезы, разочарование и бессилие. Вот тот спектр чувств, которые переживает ребенок и которые могут заложить основу нежелания познавать новое, сотрудничать с другими, которые формируют в структуре поведения ребенка тенденцию к избеганию участвовать в какой-либо новой для него деятельности. Наша задача – дать ребенку возможность испытать положительный опыт переживаний.
 
В рамках этого подхода используются малые художественные формы, так называемые, детские сказки в стихотворной форме. Легче запоминается текст, который при этом хорошо ложится на музыку. Это игры, в которых проигрывается некая ситуация, переведенная в сказочный контекст. Дети с удовольствием играли в "Муху-Цокотуху", "Тараканище", "Слона Хортона". Чувства и переживания героев, чаще всего животных, просты и понятны детям. Помимо этого дети учатся правилам взаимодействия друг с другом, а взрослый, как участник игры, задает определенный тон всему процессу. Взрослый, участвующий в такой игре, придает осмысленность и значимость этой деятельности в глазах ребенка.

Второй подход
 рассматривает сказку как символическое представление процесса инициации.  Возрастная инициация – процесс психологически необходимый. В наши дни обрядов инициации в полном смысле этого слова уже почти не осталось и потенциально испытуемый сам пытается нарваться на неприятности. Мужчины, до известной степени, могут  пройти через инициацию в армии. Первый обстрел – как инициация. Что-то "перещелкивает", и боец приобретает другой статус, как в своих глазах, так и в глазах товарищей. Это пример непреднамеренной, но, в условиях реальных событий, абсолютно неизбежной и всеми ожидаемой инициации.

При этом подходе выбор материала для спектакля падает на те произведения, основной сюжет которых отражает некий ритуал «перехода» путем преодоления определенных барьеров (трудностей). 

«Скелет» всего процесс состоит из трех частей: постановка проблемы перед героем, преодоление череды препятствий и приобретение героем нового социального статуса.
Герой приводится к определенному опасному барьеру, который он должен, обязан преодолеть, собрав весь свой небольшой опыт, приложив все силы, преодолев свой страх перед опасностями. И когда он все это преодолевает, все вдруг складывается, герой переходит на следующую ступень миропонимания, осознания своего места в этой жизни, а также осознания своего места по отношению к другим персонажам. В финале герой становится другим.
Это процесс двухсторонний, в результате которого герой переходит в другой статус самосознания, а общество получает надежного полноправного члена. Процесс выработки взаимодействия происходит в условиях крайнего напряжения моральных и физических сил.

Общие принципы работы в процессе постановки спектакля.
 

Принципы распределения ролей:
Первый принцип – это принцип взаимодействия ребенка и взрослого. Роли распределяются так, чтобы ребенок имел возможность играть в паре со взрослым. Это, во-первых, дает ему чувство уверенности; он может опереться на взрослого в сложных ситуациях, когда он забыл текст, растерялся. Во-вторых, взрослый выступает для ребенка как образец, пример, что, прежде всего, важно в репетиционном процессе.

Роли для детей выбираются в зависимости от потребностей конкретного ребенка. Какие «роли» ему важно отыграть, чтобы приобрести положительный  опыт взаимодействия, каковы эти способы взаимодействия.

Данная категория дети, обладая низкой самооценкой, низким уровнем достижений, в жизни очень часто демонстрируют отрицательные паттерны поведения и идентифицируют себя с отрицательными героями. Отсутствие мотивации к личностному росту, низкий уровень самосознания и интеллектуального развития не позволяют этим детям в полной мере отыграть свои собственные проблемы. Велика опасность того, что они могут укрепиться в этих ролях. Поэтому педагоги совместно с психологами обсуждают, насколько полезна будет для каждого конкретного ребенка та или иная роль, каковы риски и вероятность позитивных приобретений.
Публичность выступления, аплодисменты, костюмы, музыка, декорации и подарки позволяют ребенку испытать чувство радости, успеха, достижения; возрастает уверенность в себе, своих силах и возможностях. То есть ребенок имеет возможность получить от окружающих социально значимое подкрепление своей созидательной деятельности.

 В «Дом милосердия» попадают дети, многие из которых были рождены для этого мира только отчасти. ;
Они были рождены и жили рядом со своими родителями,  оставаясь ненужными этим родителям. Если описывать состояние этих детей не в психологических, а в литературных терминах, то их состояние можно назвать оставленностью или безродностью. Чем характеризуется это состояние? 

Во-первых - они испытывают страх от незащищенности. Во-вторых - смятение от хаоса, порожденного невозможностью разобраться в окружающем без помощи близких взрослых, которые их постоянно бросают. В-третьих - безнадежность от того, что их желания не удовлетворяются. Наконец, они привыкают метаться от отчаянья к агрессии, от боли - к бесчувствию. Это - четыре стены их "клетки". В эту клетку их, в прямом и переносном смысле, бросают взрослые, которым они не нужны.

Потому - образ их дома часто несет в себе высочайшую степень тревоги и надрыва. Многие из этих детей обделены элементарными возможностями данными человеку, их речь в несколько раз беднее речи их сверстников. Их знания об окружающем мире бывают ограничены знаниями о собственной квартире, ближайшем магазине; еще, очень своеобразными знаниями о том, что они видят по телевизору. Эти дети, могут не знать в каком городе, в какой стране они живут, какому народу принадлежат, их бытовые навыки часто похожи на навыки, усвоенные из мира животных.

Разум этих детей не разбужен. Навыки взаимодействия с окружающим миром не сформированы. Над всеми их чувствами доминируют страх и боль. Их преобладающими состояниями являются смятение и агрессия. В том состоянии, в котором эти дети попадают в социально-реабилитационный центр их почти невозможно чему-либо научить, с ними чрезвычайно трудно установить контакт.

Что можно предложить этим детям? Создание нового мира, где центром будет являться сам ребенок. Необходимо чтобы он почувствовал, что именно он центр этого мира, что он нужен этому миру, нужен людям, которые его окружают. Для того чтобы это произошло следует заговорить  с ребенком на языке творчества.

Тогда, на фоне мрачного прошлого мы можем увидеть радость на лицах этих детей. Творчество - наивысший дар человека. Дар творчества это - самый значительный дар, роднящий человека с Богом. Открывая человеку, возможность творить, изменять окружающий мир и самого себя, Бог говорит: "Ты оскорблен, уязвлен тем, что не все возможно тебе. Тем, что ты не можешь познать добро и зло, не можешь получить от жизни то, что тебе хочется но, взгляни: ты можешь делать то, что не способна делать никакая иная живая тварь. Ты можешь делать этот мир, людей и все живущее в нем лучше, красивее, гармоничнее. Я даю тебе этот дар. Прими его, как дар, сотворчествуй со мною, и ты будешь счастлив". Наступает примирение человека с Богом. Именно это примирение мы и должны предложить нашим детям.

В начале говорилось о том, что эти дети рождены только отчасти. С помощью творчества, сотворчества со взрослыми, можно дать им возможность родиться в этот мир в полноте их души и их способностей. «Дом Милосердия» или иной приют, может стать для них еще одним родильным домом, где они рождаются в мир, которому они нужны.