Чтобы общение с ребенком приносило радость
Фото: Павел Долганов |
Как неожиданна порой детская прямота, искренность, открытость, как интересно они мыслят и воспринимают мир. Недаром же некоторые особенно внимательные родители записывают высказывания своих детей, этих маленьких мудрецов с распахнутыми глазами. Но со временем, беззаботное детство, в котором активность и любознательность поощрялись, проходит, сменяясь все большим количеством обязательств и требований, предъявляемых к ребенку. И это объективно необходимо, потому что ребенок идет в школу и происходит смена ведущего типа деятельности. Теперь задача ребенка состоит в том, чтобы овладеть знаниями и навыками учебной деятельности, научиться трудиться, освоить массу новых правил поведения. И если в начальной школе ребенок, как правило, принимает и старается выполнять эти задачи, то, вступая в подростковый возраст, его приоритеты меняются. Растет потребность ребенка в самостоятельност
За консультацией к психологу обратилась Галина, мама 15-летней девочки, с жалобами на то, что дочь стала грубой, шантажирует мать, используя ее слабые стороны, оскорбляет, требует денег, отказывается делать что-либо по дому. Мама подчеркивала, что и в раннем детстве Таня не отличалась покладистостью характера, но она находила способы справляться с ситуацией. Конфликт между матерью и дочерью достиг своего апогея, когда дочь в присутствии друзей матери обрушила на нее шквал весьма обидных эпитетов, называя ее «никчемным человеком», «бездарностью», «неудачницей», «неряхой». Дело дошло до рукоприкладства.
Описанная ситуация – совсем не редкий случай в практике психолога, работающего в области детско-родительс
В процессе работы с семьей стало известно, что ранний период развития ребенка протекал на фоне эпизодического присутствия мамы в жизни девочки, так как она была студенткой ВУЗА, находящегося в другом городе. За девочкой ухаживала бабушка и периодически сменяющие друг друга няни. С отцом ребенка мама рассталась сразу же после рождения дочери, он оказался человеком агрессивным и позволял применять физическое насилие в отношении своей жены.
Когда дочери было пять лет, Галина вместе с ней переехала на постоянное место жительство в большой город. Лето девочка по-прежнему проводила с бабушкой, общалась с отцом. Мама, в попытке «сделать» успешную карьеру и обеспечить дочь всем самым лучшим, погрузилась в работу. Воспитатели в садике отмечали, что у Тани ярко выражено стремление все делать по-своему, граничащее порой с нездоровым упрямством. Она требовала, чтобы дети безоговорочно ей подчинялись, принимали ее правила игры. Взрослым пыталась навязывать свое видение того, что считать «правильным», оставляя за собой право исполнять или не исполнять их требования. В школе Таня стала очень успешной ученицей. Она, несомненно, обладала хорошими интеллектуальным
Анализ взаимодействия в диаде «родитель-ребено
Занявшись постройкой дома, мы, прежде всего, думаем о том, что он должен быть прочным, ведь жить в нем мы, как правило, собираемся долго. С другой стороны, мы понимаем, что возведение дома – дело нескольких лет. И при этом, даже вбивая последний гвоздь, и развесив по стенам все любимые фотографии, мы отдаем себе отчет в том, что за домом нужно ухаживать и поддерживать его в хорошем состоянии постоянно.
Любой дом должен состоять из необходимых архитектурных и конструктивных элементов: фундамента, стен, перекрытий, отдельных опор, крыши, лестниц и т.п. Эти элементы выполняют определенные функции.
Если продолжать использование этой метафоры для проникновения в суть детско-родительс
Следующим существенным элементом в постройке дома являются стены. Роль внешних стен, в качестве ограждающих конструкций, отделять помещения от внешнего пространства, а внутренних – от других помещений. Ребенок в возрасте примерно трех лет начинает отделять себя от матери и ближайшего окружения. Начинается его борьба за независимость. В этот период развития ребенка важно соблюсти баланс между контролем и одобрением такой самостоятельност
Целостный семейный организм устроен так, что напряжение и боль в одной его части непременно перетечет и в другую. Галина практически всю жизнь пребывала в роли жертвы. Ее собственная мать отличалась авторитарностью и в способности «передавливать» ей не было равных. В недолгой семейной жизни такое же давление, но уже не только психологическое, но и физическое, Галина испытывала от мужа. Она оказалась не способна занять ту позицию в отношениях, которая бы дала ей ощущение уверенности и самоуважения. И слова дочери, которые так унизили и оскорбили ее, попали в ту же «воронку» самобичевания и самоедства.
Что же стояло за этими оскорблениями, которые дочь яростно бросала матери в лицо? Что испытывала мать в этот момент? Что девочка хотела донести до матери на внутреннем, глубоком, скрытом от поверхностного взгляда уровне?
Галина рассказывала, что испытала в тот момент боль – не только душевную, но даже физическую, как будто ей нанесли смертельную рану и очень хотелось ответить тем же, поэтому она пустила в ход кулаки и кричала: «Я сдам тебя в детский дом!».
Неудовлетворенна
Галина, в свою очередь, опять смогла почувствовать себя несчастной жертвой, которую и дочь родная не уважает. Круг замкнулся.
Когда мы лишаем ребенка столь необходимого ему чувства принадлежности, опоры, неоспоримой веры и надежды, того, что является базовой основой существования, мы утрачиваем духовное родство с ним.
Историю этой семьи не перепишешь, но попробовать внести ясность в причинно-следств
Взрослому человеку необходимо проделать определенную работу, чтобы осознать как скрытые мотивы, так и нереализованные потребности. Научиться распознавать за внешним поведением истинные причины поведения ребенка, управлять своими эмоциями и реакциями и освоить способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации не только можно, но и нужно, чтобы общение с ребенком приносило радость.